Бизнес Журнал. №7 2004

6 апреля 2004, Сергей Баричев.

«Найтипросто» — не просто справочник.

То, что Интернет превращается в гигантскую информационную свалку — ни для кого не секрет. Если найти полезную для себя информацию по узкоспециальным вопросам (вроде разведения крокодилов в домашних условиях) пользователь еще может, то как только речь заходит о коммерческой информации, поисковые системы вываливают на-гора пачки совершенно ненужных сайтов.

Несовершенство поисковых систем давно известно — они не учитывают географического положения владельцев (потому что не могут, или почти не могут технически). «Дают течь» и используемые алгоритмы поиска, особенностями которых пользуются так называемые «оптимизаторы» сайтов. Вроде бы нужную информацию должны давать электронные версии бизнес-справочников. Но и они, как выясняется, мало чем полезны. Зато чем труднее найти действительно нужные сведения, тем ценнее системы, которые на это способны.

В одном из предыдущих номеров мы рассказывали об интернет-рекламе и пришли к выводу, что она может стать эффективным инструментом для малого и среднего бизнеса. Чтобы не опровергать тезис, в этом выпуске «Инфобизнеса» мы расскажем об очень примечательном проекте, аналогов которому нет даже среди московских сайтов. Это Naitiprosto.ru.

Во-первых, это просто чрезвычайно полезный сайт для решения множества бытовых проблем (увы, пока только для жителей и гостей Москвы), во-вторых, отличная рекламная площадка. Наконец, проект интересен самой идеей — предельно простой и в то же время качественно реализованной. Человек указывает системе, что и где он ищет (как показало исследование, для 84% посетителей местоположение или единственно важный, или решающий фактор) — и получает список имеющихся предложений. Без сомнений, такой проект может быть реализован не только в Москве, но и в крупном городе, где плотность предложения товаров и услуг так велика, что найти что-то близлежащее обычными способами (по телефонному справочнику, опросом местного населения) весьма затруднительно.

Интересно, что автором идеи Naitiprosto.ru является человек, который с Интернетом познакомился только в 2000 году. Сергею Гребенщикову это знакомство принесло разочарование — найти что-то полезное оказалось практически невозможным. Зато появилась идея сделать простую справочную систему, которая бы выдавала список в ответ на запрос: что и где можно купить. В 2001 году был создан первый прототип Naitiprosto.ru, городской справочной системы с локализацией поиска до микрорайона.

Казалось бы, с поиском предложения по географическому принципу легко справляются бизнес-справочники: как бумажные, так и электронные. Но попробуйте найти, например, в справочнике МГТС список детсадов в районе метро «Теплый стан». От вас «потребуют» либо знать номер детсада (но мы его-то как раз и хотим узнать), либо просматривать список садов по всему округу — выискивая названия знакомых улиц. Даже такие солидные справочники, как «Евроадрес» и «Желтые страницы», на это не способны, хотя, по всей видимости, там идет мучительный поиск улучшения характеристик системы.

В системе Naitiprosto.ru этот вопрос решается элементарно. Сам интерфейс (предельно лаконичный и оптимизированный, к слову, по скорости загрузки) требует ответа всего на два вопроса: «что?» и «где?». Причем отвечать на эти вопросы можно с помощью любых слов, имеющих отношение к предмету поиска (есть и список заранее заготовленных ответов, категорий товаров и услуг, станций метро). Особенно интересно, что в качестве ориентира можно указывать любые городские топонимы: не только названия улиц, но и микрорайонов, станций метро (понятно, что транспортная сеть в крупном городе — самая естественная система координат), маршрутов городского транспорта.

Вот такой простой механизм реализован в Naitiprosto.ru — вводим «холодильник Беговая» и получаем список магазинов и сервисных фирм, имеющих отношение к продаже и ремонту холодильников в районе метро «Беговая» (и, разумеется, Беговой улицы). С технической точки зрения реализовать такой поиск тоже задача не запредельно сложная — в случае Naitiprosto.ru архитектуру и алгоритм создал один программист — Александр Демидов.

Впрочем, ценность системы, подобной Naitiprosto.ru, пропорциональна ее полноте (плотности имеющихся записей на единицу площади). Скажем сильнее — при полноте меньше критической такая система вообще может быть бесполезной. Ведь один из механизмов пополнения базы данных — это саморегистрация фирм и организаций, однако возникает замкнутый круг — в малоизвестном справочнике никто не регистрируется, а слабо наполненный справочник обречен быть неизвестным. К счастью, в случае с электронными справочниками все обстоит проще — существует рынок баз данных фирм и организаций, которые можно легально приобрести. Так и поступили в Naitiprosto.ru — вместе с подпиткой от саморегистрации его база данных сейчас насчитывает около 150 тыс. записей.

Naitiprosto.ru — это не просто удобное средство поиска, и не только бесплатный способ разместить о себе информацию в Интернете. Вдумчивый предприниматель уже сообразил, что система поиска с такой степенью локализации — исключительное средство для анализа конкурентного окружения. Допустим, желаете вы открыть небольшую фирму по ремонту бытовой техники и с удовольствием обнаруживаете, что в радиусе 10 км подобного нет. Или наоборот, придется признать, что осчастливить ремонтом граждан лучше в другом микрорайоне. Для сетевых фирм проще даже заказать исследование плотности предложения по всему городу; в этом случае станет ясно, где в первую очередь стоит открывать пункты обслуживания и продаж.

Помимо бесплатной услуги — саморегистрации в базе данных (которая происходит, к слову, не автоматически, а после ручной обработки заявки человеком-модератором), существует еще ряд платных услуг, в том числе связанных с показом рекламы с привязкой к району, информацию по которому ищет пользователь. Современные системы баннерной и поисковой рекламы позволяют локализовать показ с точностью до города. Если же вы занимаетесь развозкой пиццы в пределах Жулебина, то даже при демонстрации баннера «Хочешь пиццу?» только москвичам кпд будет небольшим — в Москве более сотни микрорайонов. В Naitiprosto.ru можно показывать рекламу только тем, кто ищет нечто в конкретном районе (а значит, либо живет там, либо работает, либо часто бывает).

Итак, тем, кто хочет продвигать себя в Интернете с помощью подобной системы, необязательно даже иметь собственный сайт. Правда, сделать его во многих случаях желательно, Naitiprosto.ru позволяет отбирать при поиске те фирмы и организации, которые имеют свой сайт — ведь пользователю надо не только найти магазин, продающий поблизости телевизоры, но и быстро убедиться, что в наличии есть (или могут быть) требуемые модели.